Из результатов, приведенных выше, ясно, что трение слоистых твердых тел зависит от сил, существующих на свободных поверхностях кристаллов. У графита поверхности скола являются поверхностями с низкой энергией. С другой стороны, края кристаллов обладают высокой энергией, но на воздухе они адсорбируют или реагируют с водяным паром, образовывая поверхности с низкой энергией.

Таким образом, взаимодействие между поверхностями скола незначительное, а так как материалы твердые, т. е. площадь контакта мала, то трение очень низкое.

Если края могут быть очищены от адсорбирующих пленок, то положение резко изменяется.

Это происходит с графитом, когда он дегазируется в вакууме. Энергия краев увеличивается и трение и износ увеличиваются.

Фрикционное поведение нитрида бора напоминает фрикционное поведение графита.

Однако поверхностная энергия значительно больше и фрикционное поведение соответственно несколько хуже.

С другой стороны, у поверхности скола связываются вместе силами Ван дер Ваальса и связь между ними, по-видимому, чрезвычайно слабая. Поэтому трение очень низкое, и на пего влияет присутствие или отсутствие кислорода.

Таким образом, до 800° С в вакууме у МоЭ2 сохраняется коэффициент трения таким же, как и на воздухе. Роль краев кристаллитов, по-видимому, менее важна, чем у графита.

Наконец у слюды, которая обладает высокой поверхностной энергией (которая сохраняется первоначально в присутствии атмосферы), трение и повреждение поверхности в течение скольжения значительны.

Если структура изменяется с целью обеспечения поверхностей скола с низкой энергией, то трение должно падать до очень низкой величины. Это, действительно, наблюдается у талька в атмосферных условиях.

Комментарии запрещены.