Глубоководные аппаратыДаже при использовании металлов с высокой удельной прочностью корпус мог погружаться без разрушения на глубину до 4600 м. Единственной возможностью увеличения прочности металлического корпуса является увеличение его толщины. Однако при этом запас плавучести не увеличивается.

Примером такого рода аппаратов может служить батискаф, который достиг в январе 1960 г. рекордной глубины погружения — 10 907 м. Команда батискафа размещалась в сферической гондоле, изготовленной из толстой никельхромомолибденовой стали. Длина гондолы — 15 м, вес — 75 т. Гондола отличалась очень ограниченной маневренностью.

В связи с этим по заказу ВМФ США фирмой Томпсон Файберглас были проведены исследования в направлении создания глубоководных аппаратов, обеспечивающих возможность погружения на глубины до 11 000 м и хорошую маневренность.

В качестве материала для корпусов глубоководных аппаратов фирмой был использован эпоксидный стеклопластик на основе волокна, изготовляемого из стекла марки S (994) — HTS, разработанного компанией Оуэне-Корнинг.

Стеклянное волокно марки S (994)-HTS имеет пересчетный предел прочности при растяжении 49 000 кГ/см2, что на 40% выше, чем у любого существующего в настоящее время стекловолокна.

Для испытаний методом намотки стекловолокна изготовлялись модели корпусов, выполненные в масштабе 1 : 3. Размеры моделей: — 1,5 м, диаметр — 0,9 м. Модели таких размеров противостояли наружному давлению в 870 кГ/см2, что соответствовало глубине погружения 8200 м. Использование стекловолокна марки S (994)-HTS позволило создать конструкционный материал с высокой удельной прочностью.

По данным фирмы, удельная прочность стеклопластика при содержании стекла 80% в 1,7-2 раза выше, чем у высокопрочной стали и в 1,2-1,4 раза выше, чем у титановых сплавов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.