Антифрикционные свойства графита при высоких температурахБлагодаря этому, трение переносится в глубь смазочного слоя и определяется вязкостью смазки. Однако при необходимости эксплуатации механизмов в условиях высоких температур и вакуума применение имеющихся смазок становится невозможным вследствие их окисляемости и испарения. В результате работа узла происходит, по существу, в условиях сухого трения.

В таких условиях надежно при достаточно низком коэффициенте трения и малом износе могут работать лишь немногие материалы. Одним из таких материалов является графит.

В настоящее время имеется значительное число антифрикционных марок графита, созданных за рубежом и в нашей стране.

Создание и изучение трения антифрикционных марок графита производится в Институте машиноведения в Москве и других организациях. В результате многочисленных работ установлено, что низкий коэффициент трения графита является следствием его пластинчатой структуры.

Под воздействием касательных напряжений на поверхности графита образуется ориентированный слой, состоящий из чешуек, расположенных параллельно одна другой.

Эти чешуйки расположены таким образом, что нормаль к их поверхности наклонена под углом 5-10° навстречу движению контртела. При изменении направления движения происходит довольно быстрая переориентация, сопровождающаяся некоторым повышением коэффициента трения.

При работе пары металл-графит поверхность металла быстро покрывается слоем графита и в дальнейшем, по сути дела, происходит трение между двумя графитовыми поверхностями. Такого взгляда на механизм трения графита придерживаются исследователи в разных странах.

Следует упомянуть о высказанном в последние годы другом мнении на механизм трения графита.

Комментарии запрещены.