Хромомарганцевая сталь - износостойкий материал для гребных винтовКроме того, гребные винты речных судов, эксплуатирующихся на мелководье, разрушаются от воздействия твердых частиц, находящихся в потоке воды. Наиболее износостойкими из применяемых в настоящее время материалов для гребных винтов являются цветные сплавы: латуни ЛАМцЖ67-5-2-2, ЛМц55-3-1 и алюминиевые бронзы с различными добавками никеля и марганца. Из легированных сталей более высокой износостойкостью обладают аустенитная хромоникелевая сталь марки 1Х18Н9Т.

Эксплуатация скоростных судов на подводных крыльях показала, что гребные винты, изготовленные из латуни ЛАМцЖ67-5-2-2 и стали 1Х18Н9Т после 150-200 ч работы имеют разрушения вследствие кавитационной эрозии, достигающие 400 мм2 на каждой лопасти, глубиной 2-4 мм. Необходимо также отметить высокую стоимость винтов из этих материалов, так как в состав их входят такие дорогостоящие элементы как медь и никель. За последнее время появились работы, показывающие в ряде случаев целесообразность замены хромоникелевых сталей хромо-марганцевыми.

Так, например, разработанная И. Н. Богачевым и Р. М. Минцем сталь 30Х10Г10 нашла применение в качестве ка-витационностойкого материала для лопастей гидротурбин. Высокая кавитационная стойкость этой стали объясняется метаста-бильностью марганцевого аустенита (по сравнению с никелевым), который в процессе воздействия кавитационных ударов претерпевает фазовые превращения с образованием а — и е-фазы.

Попытка применить сталь 30Х10Г10 в качестве материала для гребных винтов вызвала затруднения вследствие ряда причин: 1) высоко содержание углерода в стали (0,28-0,32%) при содержании хрома 9-11% и марганца 9-11% привело к обрабатываемости резанием и свариваемости.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.